Навигация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОСНОВОБОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человека неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а, следовательно, профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели профориентационной работы

  • Формирование у обучающихся готовности к труду
  • Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности
  • Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.

Задачи профориентационной работы

  • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда, и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
  • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
  • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

С 1 сентября 2023 года во всех общеобразовательных организациях с 6 класса введена единая модель профориентационной деятельности. Министерством просвещения разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

Цель профминимума — выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.

Ведущим инструментом реализации профориентационной работы на уровне муниципалитета является социальное партнерство образовательных организаций с субъектами социокультурной, профессиональной и производственной среды.

Для успешной реализации модуля «Дополнительное образование» профминимума школы Соснового Бора активно взаимодействуют с организациями дополнительного образования. С перечнем программ доп. образования (а также кружков, секций и проч.)  можно ознакомиться на сайтах организаций:

МБОУ ДО «ЦРТ»: https://crt.edu.sbor.net/

МБОУ ДО «ДДТ»: https://ddt.edu.sbor.net/

ДДЮТ "Ювента": https://juventa.edu.sbor.net/

МБОУ ДО ДЮСШ: https://ssh.edu.sbor.net/

Также в Сосновом Бору функционирует «Навигатор дополнительного образования Ленинградской области» (https://xn--47-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/)  - портал, который содержит информацию о программах дополнительного образования.

Профессиональное обучение школьников является значимым звеном профминимума и не может быть реализовано без социального партнерства. Оно охватывает учеников 14–18 лет и позволяет им заранее начать знакомиться с выбранной профессией и углубить свой интерес к ней. Для реализации профессионального обучения Школы Соснового Бора сотрудничают с Центром опережающей профессиональной подготовки Ленинградской области (ЦОПП ЛО), Беседским сельскохозяйственным техникумом и Сосновоборским политехническим колледжем.

С перечнем программ профессионального обучения школьников, доступным для обучающихся 6-11 классов образовательных организаций в 2024/2025 учебном году можно ознакомиться по ссылкам:

ЦОПП/Беседский сельскохозяйственный техникум: https://copp.firpo.ru/

Сосновоборский политехнический колледж: https://pl36.ru/

Информация по профориентации для лиц с ограниченными возможностями 

Мультицентр социальной и трудовой интеграции: https://мультицентр.com

Профессиональная подготовка для лиц с ограниченными возможностями: https://profvector.spb.ru/education/professionalnaya-podgotovka-dlya-lic-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami/

Схема содействия профориентации и трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ

      Информации о перечне образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования и обеспечивающих условия для обучения лиц с ОВЗ

На территории Ленинградской области функционируют 25 профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку по 81 профессии и 146 специальностям среднего профессионального образования. Абитуриенты имеют возможность выбрать из широкого спектра образовательных программ, предоставляемых каждым учебным заведением. В соответствии с действующим законодательством об образовании в Российской Федерации дети-инвалиды и лица с ОВЗ поступают в учреждения среднего профессионального образования Ленинградской области на общих основаниях, участвуя в конкурсном отборе наравне с другими абитуриентами. Образовательные учреждения обязаны создать необходимые условия для успешного обучения и развития данной категории студентов. Ежегодно в рамках Государственной программы Ленинградской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области" на реализацию мероприятий по обеспечению доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам образования подведомственным учреждениям среднего профессионального образования Ленинградской области выделяется 20 000,000 тыс. рублей из областного бюджета Ленинградской области. Эти средства направляются на реализацию комплекса мероприятий по повышению доступности образовательных организаций, включая: адаптацию лестничных маршей, установку тактильно-визуальных знаков, напольных лент и накладок на ступени, монтаж электронного светового табло со звуковым сопровождением, изготовление съемных пандусов, а также приобретение специального учебного и реабилитационного оборудования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В результате проводимых мероприятий в каждом профессиональном образовательном учреждении Ленинградской области создана безбарьерная архитектурная среда для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Утверждены паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры - учебных корпусов и общежитии техникумов и колледжей, отражающих состояние доступности объектов (пути следования к объекту, организация доступности объекта для инвалидов и формы обслуживания, состояние доступности основных структурно функциональных зон, рекомендации по адаптации основных структурных элементов объекта). Также на базе профессиональных образовательных организаций Ленинградской области реализуются программам профессионального обучения по профессиям рабочих для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего или среднего общего образования. Данные программы разрабатываются и утверждаются образовательными организациями самостоятельно с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся. Нужно отметить, что при составлении данных программ учитывается богатый опыт Мультицентра социальной и трудовой интеграции.

Ежегодно распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области определяются образовательные организации профессионального образования Ленинградской области и устанавливается план приёма на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих обучающихся с ОВЗ. Решение об открытии групп по обучению лиц с ОВЗ по адаптированным программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих (служащих) на базе государственных профессиональных образовательных организаций Ленинградской области принимается комитетом с учетом потребности в обучении указанной категории лиц на основании представленной информации от общеобразовательных организаций, муниципальных комитетов по образованию и заявлений от родителей (законных представителей) лиц с ОВЗ. Ежегодно количество данных групп увеличивается.

В 2025/2026 учебном году данные группы созданы в 12 профессиональных учреждениях ЛО:

  • ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум»,
  • ГБПОУ ЛО «Бегуницкий агротехнологический техникум»,
  • ГБПОУ ЛО «Волховский многопрофильный техникум»,
  • ГАПОУ ЛО «Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»,
  • ГБПОУ ЛО «Кингисеппский колледж технологии и сервиса»,
  • ГБПОУ ЛО «Лодейнопольский техникум промышленных технологий»,
  • ГАПОУ ЛО «Лужский агропромышленный техникум»,
  • ГБПОУ ЛО «Мичуринский многопрофильный техникум»,
  • ГБПОУ ЛО «Сланцевский индустриальный техникум»,
  • ГБПОУ ЛО «Тосненский политехнический техникум»,
  • ГБПОУ ЛО «Подпорожский политехнический техникум»,
  • ГАОУ ВО ЛО «Гатчинский государственный университет».

Профессиональное обучение осуществляется по профессиям: слесарь -ремонтник, повар, слесарь по ремонту автомобилей, рабочий зелёного хозяйства, маляр, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, рабочий по благоустройству территории, мастер-озеленитель, швея .

Прием на обучение лиц с ОВЗ ведется согласно заключению ПМПК, медицинской справки № 086-У, свидетельства об окончании учебного заведения. После зачисления обучающихся проводится Психолого - педагогический консилиум, который дает заключение и рекомендации по внесению изменений в адаптированную программу согласно нозологии.

Ознакомиться с перечнем профессиональных организаций Ленинградской области можно на официальном сайте комитета по ссылке: https://edu.lenobl.ru/ru/contact/adresa-uchrezhdenij-obrazovaniya/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Билет в будущее» – проект ранней профессиональной ориентации учеников 6–11-х классов. Он реализуется Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Профессионалитет» национального проекта «Молодежь и дети».

 Цифровая платформа проекта: https://bvbinfo.ru/

Это современный просветительский проект по ранней профориентации, который объединяет педагогов, школьников и родителей в решении важных жизненных вопросов. Цель проекта – формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций.

«Билет в будущее» призван дать школьникам понимание карьерного вектора, а педагогам – методику, с помощью которой они рассказывают, как их предмет связан с рынком труда. Все начинается в 6 классе с профориентационного урока, на котором педагог-навигатор заинтересовывает ребят. При этом он ориентирует не на конкретную профессию, а на отрасль. Здесь главное - определить склонность школьника к той или иной сфере знаний, а потом он сам в ней выберет свою профессию.

На платформе школьники могут пройти диагностику - серию тестов, которые помогают определить склонность к той или иной отрасли. Причем, тесты могут предложить не одну отрасль, а две-три.

Методика диагностики разработана Центром тестирования при психологическом факультете Московского государственного университета, испытана в течение нескольких десятилетий и выдает точные результаты.

Еще на платформе есть сервис «Примерочная профессий», который основан не на научном тестировании, а скорее, на игровом формате, эмоциональном изучении профессии и погружении в нее.

На платформе есть раздел «Родителям». В нем родителям и ребенку предлагаются двойные тесты. Они отвечают на вопросы, затем родители сопоставляют свои ожидания и желание ребенка.

Проект "Билет в будущее" является отличным инструментом для подготовки школьников к профессиональной жизни, помогая им определить свои цели, развить необходимые навыки и получить поддержку на пути к достижению успеха.

 План занятий курса «Россия — мои горизонты»: https://kb.bvbinfo.ru/lessons/all?year=2024 

    © Комитет Образования г. Сосновый Бор   Ресурс поддерживается ЦИТ г. Сосновый Бор   |   Управление порталом   |   Разработка NevaStudio